Елена Баранова: мне по силам любые задачи

19 октября 2021 | Блоги

Как поместить кенгуру в холодильник? А как перейти реку, кишащую крокодилами? И что выгоднее: нанять работников и построить забор или вырастить живую ограду из кактуса опунции?

Не знаете? Значит, в школе у вас не было уроков экономики. Или вели ее не такие талантливые люди, как Елена Петровна Баранова.

 

Двадцатый, юбилейный

Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Педагог года» проводится в Уссурийском городском округе в двадцатый раз.

За двадцать лет он претерпел существенные изменения. Впрочем, и школа тоже изменилась. Теперь учителей не удивишь видеоэкскурсиями, онлайн-конференциями, электронными дневниками. Поэтому презентацию своих проектов они проводили с использованием мультимедийных средств. Это было одно из обязательных условий конкурса.

Педагогам пришлось пройти пять этапов – подготовить видеопрезентацию, принять участие в педсовете, провести урок в чужом классе, порассуждать о проблемах образования в процессе дискуссии, показать мастер-класс для коллег. В результате до финала из 11 учителей дошли пятеро, а победителями стали трое.

Третье место заняла учитель начальных классов школы № 25 О.В. Разумова. Второе досталось учителю математики Е.Г. Еременко из борисовской средней школы, а звание «Педагог года – 2012» завоевала учитель экономики Е.П. Баранова из гимназии № 29.

Мы встретились с Еленой Петровной и спросили у нее, какими силами досталась ей победа.

— Вообще-то я человек не тщеславный, никогда ни с кем не соревнуюсь, — рассказала нам победительница. – Зачем эти конкурсы? Тараканьи бега!

Но мой руководитель, Е.В. Жуков, несколько лет настойчиво уговаривал меня принять участие в конкурсе. В результате уговорил. Конечно, ушло много сил и времени, а также эмоциональные затраты были колоссальные, но есть и положительные моменты. Например, удалось подвести некоторые итоги своей деятельности. Ведь некогда остановиться и осмыслить, что у тебя в багаже. 

— Какой из этапов конкурса был для вас самым трудным?

— Сложнее всего мне дался урок в чужом классе. Готовилась по чужой программе и немного перемудрила, дала детям слишком сложное задание. В какой-то момент они даже сказали: «Вы нас переоцениваете!». Пришлось думать, как их привести к правильному ответу. Ничего, все ответили верно. Кто сказал, что ребенок чего-то не может? Он иногда сам не знает, на что способен!

Экономика – не для всех

— Как вы стали учителем?

— Все мы родом из детства. Сейчас я понимаю, какие у меня в жизни были хорошие учителя. Мой первый учитель Петр Ильич (на церемонии награждения Е.П. Баранова исполнила песню, посвященную ему – прим.авт.) научил нас всему. Мы и шить могли, и вязать, и вышивать. Но, главное, он внушил нам, что мы все умеем. Поэтому в четвертом классе мы пытались «строить» свою молодую классную руководительницу.

Когда закончила школу, а было это в Алма-Ате, поехала поступать в ДВГУ. Кто-то потом из моих друзей пошутил: «А что дальше не рванула? На Камчатку там, Сахалин?». Наверное, потому что дальше не оказалось университетов (улыбается – прим.авт.). А вообще была большая охота к перемене мест.

Закончила геофизический факультет, кафедру физической географии. В жизни многое пришлось попробовать. И в институте преподавала, и в сельской школе. В перфект-гимназии при УГПИ вела экономику с первого класса. Тогда все программы сама разрабатывала. Параллелей не было, готовила 28 разных уроков в неделю.

Последние восемь лет работаю в гимназии № 29.

— Не в каждой школьной программе встретишь дисциплину под названием «экономика». Вы только ее преподаете?

— В гимназии с 7 по 9 класс экономику изучают по выбору, фаультативно. А в 10 классе, который обучается по социально-экономическому профилю, этот предмет преподают углублен, три часа в неделю. Кстати, в вопросах ЕГЭ по обществознанию есть такие, на которые без специальной подготовки по экономике не ответишь.

В гимназии я также являюсь преподавателем-организатором ОБЖ, отвечаю за организацию мероприятий, касающихся основ безопасности жизнедеятельности, «Безопасное колесо» и т.д.

— Наверное, не всем школьникам легко дается такой непростой предмет, как экономика?

— Если вы про двойки, то неуспевающих у меня нет. Плохие оценки ставлю, но все их надо пересдать. И пока ученик тему не выучит, с него никто не слезет. Когда я только начинала свою педагогическую деятельность, то моя более опытная коллега сказала: «Ставишь двойку ученику – ставишь ее себе». Если ребенок не понял тему, то дальше он не поймет ничего. Надо вернуться и объяснить ему еще раз.

И мама, и поэт

— Елена Петровна, у вас трое детей. Говорят, у педагогов самые невоспитанные дети. Это так?

— Мои часто говорят: «Ты у нас мать-перемать!». В школе они называют меня только по имени-отчеству, никогда без дела в кабинет не заходят, учатся без троек. И творчеством занимаются.

Старший, Даниил, учится на первом курсе Академии искусств на театральном факультете. Полина – восьмиклассница, занимается в музыкальной школе. Ваня в пятом классе учится, поет в вокальной группе.

— Понятно, родительские гены. Ведь ваш муж – известный бард, да и вы неплохо сочиняете и исполняете. Особенно это было видно на мастер-классе. А как родные отнеслись к вашей победе в таком представительном конкурсе?

— Дети еще до конца не осознали, что произошло. А взрослые родственники сказали, что не ожидали от меня такого: «Ты же у нас такая скромная!»

Поздравляем Елену Баранову с победой! А читателям, которые самостоятельно не нашли ответов на вопросы в начале статьи, объясняем. Чтобы поместить кенгуру в холодильник, надо открыть холодильник, положить кенгуру и закрыть холодильник. Чтобы перейти речку, кишащую крокодилами, надо поискать мостик. А что лучше – забор или зеленое ограждение, зависит от того, какой сорт опунции использовать. В общем, надо искать простые решения и знать все условия задачи, тогда и ответ найдется.

 

Автор: Елена ТЮКАВКИНА © US-SK.ru