Его душа — в Армении

19 октября 2021 | Блоги

Оганеса Акоповича Аревяна называют солнечным человеком. Ничего удивительного, ведь он родом из Армении.

 

Открытый, доброжелательный, очень приятный в общении. Поговоришь с Оганесом Акоповичем, и кажется, будто знаком с ним всю жизнь. А еще О.А. Аревян — очень целеустремленный, иначе вряд ли бы он 20 лет назад собрал свое семейство (жену и двоих сыновей) и двинулся из прекрасного Еревана на край земли — в Приморье. Сегодня он называет себя приморским армянином, а наш край считает своей второй родиной.

 

Вторая Родина

 

Шел 1993-й год. Советский Союз распался. В бывших союзных республиках работы не было. В Уссурийске жил друг Оганеса, который здесь служил, женился и остался навсегда. За ним в наш город потянулись и его братья. Все они из одного ереванского двора. И когда друг предложил земляку переехать в наш город, Оганес не раздумывая покинул родину.

 

Рассказывает: «Уссурийск встретил меня приветливо. Обустроился без особых трудностей. Я краснодеревщик, поэтому найти работу проблем не было, не то что в Ереване. В начале 90-х здесь даже табуретки мало кто делал, не говоря уже об остальной мебели. Мы втроем с друзьями взялись за изготовление софы с резной спинкой в арабском стиле. Они хорошо раскупались. Дальше — больше, стали делать мягкую мебель — уголок с двумя креслами и журнальным столиком.

 

Недавно увидел в одной из организаций  нами изготовленный уголок. Столько лет прошло, а он все служит людям. Значит, добротная мебель. Приятно!»

 

Больше 10 лет семья жила на съемной квартире: свое жилье купили только лет семь назад. Дети-подростки хотя изучали на родине русский язык, но разговаривали на нем не очень хорошо, не говоря уже о чтении или письме. Благо приехали в Уссурийск в мае, до школы — все лето. К началу учебного года поднаторели, а потом помогали учителя. Мама же, как истинная кавказская женщина, в основном занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.Семью обеспечивал отец.

Он еще и помогал оставшейся в Ереване матери, сестре, брату. Ездил к ним редко, первый раз лет через семь после того, как осел в Уссурийске. Не потому что домой не тянуло — все время мешали обстоятельства. Дорога не близкая и не дешевая. Денег подкопит, а их инфляция съест или билеты на проезд подорожают. За 20 лет удалось повидаться с родными раза три-четыре. Оганес Акопович говорит, что сейчас проще стало: сестра купила компьютер, и появилась возможность общаться по скайпу.

 

Крепко пустил в нашем городе корни О.А. Аревян. Дети выросли, получили высшее образование. Правда, по специальности (оба учителя) работать не пошли. Есть у армянского народа предпринимательская жилка. Вот и сыновья Аревяна в бизнес подались, открыли свой ресторанчик «Ноев ковчег» с армянской кухней.

 

Оба обзавелись семьями, взяв в жены русских девушек. У Оганеса Акоповича уже два внука — Армен и Арман и красавица внучка Карина. Лет пять назад он пошел работать в детский сад плотником. Мастеровой, все, что надо для детского учреждения, сделает. Заодно и двор украшает, фигуры вырезает, беседки мастерит.

 

Ностальгия — в искусстве

 

Из мебельного бизнеса ушел, времени свободного стало больше, и увлекся Оганес Акопович  резьбой по дереву. Впервые его работы я увидела несколько лет назад на фестивале «Хоровод дружбы». Он стал постоянным его участником. Его экспозиция пронизана армянским национальным колоритом. На борисовской фестивальной поляне он создает маленький островок своей родины.

А недавно частичка Армении появилась в Центре народного творчества: здесь открылась персональная выставка О.А. Аревяна «Деревянных дел мастер». Я переходила от одной работы к другой, слушала рассказ Оганеса Акоповича и будто бродила по улочкам Еревана, вдыхала запах его цветов и пекущегося в тандыре лаваша, любовалась горными вершинами. С любовью и ностальгией мой собеседник рассказывал о каждом экспонате, ведь они навеяны воспоминаниями о родном городе, стране.

 

Прямо у входа в зал посетителей встречает большая фигура старичка с корзиной цветов. «Это Карабала — мои детские воспоминания, — рассказывал Оганес Акопович. — Так называли ереванского мужичка (в переводе с армянского «черный мальчик»: лицо и руки у него черные, отсюда и прозвище), которого любили местные жители за доброту и простоту. У него не сложилась жизнь, он стал бездомным, нищим, продавал цветы на центральной улице Еревана. Или просто дарил их прохожим. Такая скульптура в бронзе стоит и в моем городе».

 

А рядом с Карабалой — Чарли Чаплин. Его фигуру автор вырезал из строительного материала в подарок своему другу, у которого есть кафе с таким названием. Тут же двухметровая деревянная скульптура Ноя и искусно выполненный из веток и щепок Ноев ковчег. Эти экспонаты временно перекочевали на выставку из ресторана детей резчика. Работы тоже дань памяти его родине. Ведь именно к горе Арарат, как гласит Библия, пристало построенное Ноем по велению Бога судно, в котором спаслись от всемирного потопа его семья и животные.

 

И деревянный орел с крыльями в виде горы Арарат — еще один символ Армении (хотя на самом деле священная для армян гора находится на территории Турции).

 

Но не только резьбой по дереву занимается Оганес Акопович. Он пишет картины маслом. Рукам резчика поддается и камень, чему свидетельство армянская церковь, выполненная из обсидиана. А панно с изображением деревенского дома, на котором автор показал быт армянского народа, — это изделие декоративно-прикладного искусства.

 

Рассматривая экспонаты, посетитель не только подивится искусству мастера, но и откроет для себя солнечную Армению. Выставка О.А. Аревяна будет работать в ЦНТ до конца августа. Так же, экспонаты, сделанные руками О.А. Аревяна, можно увидеть в кафе «Ноев Ковчег» в Уссурийске.

  

Светлана ПОЛЕЩУК Газета «Коммунар»

экспонат в ресторане ноев Ковчег в Уссурийске

фигурка из глины в ресторане Ноев Ковчег в Уссурийске