Кроме общеизвестной трубопроводной доставки нефти от мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы существует также большое количество вариантов доставки нефти с использованием наземного транспорта.
Нефть относится к числу взрывоопасных и токсичных веществ, поэтому ее транспортировка регламентируется нормами ГОСТ 1510-84. Транспортировка каждого вида нефтепродуктов регламентируется особым списком требований. Так, например, светлые нефтепродукты могут перевозиться в бочках с коэффициентом полезного объема в 95%. Нефтепродукты с повышенной вязкостью перевозят в полимерной, или стеклянной таре. При сливе, такой груз необходимо подогревать.
Выбор того или иного типа перевозки нефтепродуктов определяется стоимостью, наличием особых требований и степенью развития транспортной инфраструктуры. Среди всех типов транспортировки реже всего применяют авиатранспортировку.
Перевозка нефти водным транспортом относится к числу самых распространенных. Во-первых, морской транспорт позволяет перевозить большие объемы с соблюдением всех правил тех. безопасности. Во-вторых, перевозка по морю рентабельней автомобильной транспортировки.
Подготовка к перевозке включает следующие этапы:
-
подготовка танкера;
-
проверку целости тары;
-
тестирование системы подогрева груза.
Безопасный уровень загрузки танкеров нефтепродуктами рассчитывают исходя из следующих параметров:
-
высота танкера;
-
коэффициент свободного объема;
-
удельный вес жидкого груза.
Железнодорожные перевозки значительно дешевле автомобильных, но имеют ряд недостатков, связанных с неоднородным развитием железнодорожной инфраструктуры в разных точках земного шара. Кроме того география перевозок зачастую привязана к конкретному месторождению. Рентабельность перевозок сохраняется, если длина маршрута не превышает 300-400 км.
Автомобильные перевозки нефти значительно дороже морских и железнодорожных, но позволяют доставлять нефть практически в любую точку земного шара. Как правило, автомобильный транспорт используют для доставки бензина, и других очищенных нефтепродуктов к станциям заправки. Главные трудности автомобильной транспортировки нефтепродуктов связаны с необходимостью преодолевать вязкость грузов путем подогрева. Специальные автомобильные цистерны для перевозки нефтепродуктов проходят постоянный контроль и процедуру тщательной очистки.