Член политсовета Владивостокского местного отделения Партии Роста, президент группы компаний DNS, Дмитрий Алексеев:
«Китаю пора что-то сделать со своим массовым здравоохранением»
Моя компания торгует электроникой. И ситуация с китайским коронавирусом мне напомнила хорошо известный маркетологам «эффект хлыста». Это когда в цепочке поставок – от производителя до розницы – в каждом последующем звене колебания сильнее, чем в предыдущем. Каждое звено перестраховывается, а в итоге накапливаются явно избыточные запасы товара.
Хайп вокруг коронавируса, на мой взгляд, оказывает на экономику гораздо более сильное влияние, чем заслуживает. Мне кажется, что эта история похожа на гремевший когда-то птичий грипп. Много шуму, но ничего страшного. Но фармацевтические компании в данном случае я бы не обвинял, от нынешнего шума выгоды не получает никто.
То, что происходит — результат определенных особенностей китайского здравоохранения и китайского государственного управления.
Во-первых, в Китае нет массового бесплатного медицинского обслуживания. Как бы мы ни ругали нашу медицину, но у нас худо-бедно можно бесплатно вызвать врача на дом, получить больничный, прийти на прием самому или с ребенком. В Китае этого нет. Вся медицина платная, местами — сильно платная. Поэтому люди предпочитают заниматься самолечением, и частенько обращаются к врачу слишком поздно. А грипповые инфекции могут давать осложнения, это всегда было известно. Если их вовремя не лечить, это заканчивается печально.
Во-вторых, китайские власти никогда не стремились к огласке чрезвычайных ситуаций. А когда люди не очень доверяют властям, на этом фоне очень легко распространяются панические настроения. Тот самый эффект хлыста, когда негативные ожидания множатся и расходятся, как круги по воде.
Китаю надо срочно что-то делать со своей системой массового здравоохранения. И им самим неинтересно, чтобы их экономику трясло, да и на всем мире это отражается. В том числе и на России, конечно. Закрытие границы – это неприятно, но лучше перебдеть, чем недобдеть, так что приходится это делать.
Если говорить о моей отрасли — электронике и бытовой технике, то Китай, как известно, для борьбы с эпидемией продлил новогодние каникулы на неделю, поэтому производство запустится чуть позже. Это может сбить некоторые планы, но если это всего лишь на неделю, то потребители этого не заметят. А там будет видно.
Чем быстрее будет сбита паника, тем лучше. Конечно, если люди начнут умирать на улицах, и это превратится в зомби апокалипсис (во что я не верю), то это будет печально. Но пока что мы имеем дело с потерями всей мировой экономики из-за недостатка информационной открытости. Проще говоря, из-за излишней цензуры. Возник своеобразный «налог на недоверие», который не нужен никому.