Как не «сгореть» на работе

25 декабря 2019 | Новости Уссурийска

Специалисты Краевой психиатрической больницы №1 г. Уссурийска рассказали, что такое синдром эмоционального выгорания, и как с ним бороться.

10 октября, в рамках празднования Всемирного дня психического здоровья, в молодежном центре «Молодость» прошел круглый стол «Синдром эмоционального выгорания». Проблема устойчивости человека к стрессу в профессиональной деятельности привлекает многих специалистов с древних времен. Участники мероприятия просветили, как научится критически оценивать неблагоприятные факторы в своей работе и распознать симптомы эмоционального выгорания, какие профессии наиболее уязвимы к развитию данного синдрома, и что нужно делать при появлении тревожных сигналов.

Обращаясь к классикам

Врач психиатр-нарколог ГБУЗ «КПБ №1» Наталья Немцева подчеркнула, что впервые о синдроме эмоционального выгорания нем заявили американские психологи в 70-х годах 20 века, и сегодня его внесли даже в медицинскую классификацию болезней, точнее, расценили его как «предболезнь», которая характеризуется снижением работоспособности, удовлетворения от проделанной работы, нежеланием общаться с окружающими, депрессией. Все это, в свою очередь, ведет к соматическим изменениям – бессоннице, головным болям.

— Однако задолго до американских специалистов мы можем встретить описание синдрома эмоционального или профессионального выгорания в произведениях русских классиков, — отметила Наталья Георгиевна. — Так, еще в конце 19 столетия Антон Павлович Чехов в рассказах «Палата №6» и «Ионыч» очень точно представил клиническую картину данного расстройства в ее прогрессии. В частности, это хорошо видно в образе земского врача Дмитрия Старцева – как у него меняется характер, как он теряет свое душевное равновесие – «характер у него тоже изменился, стал тяжелым, раздражительным. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом: — Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать! Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».

От «медового месяца» к потере работоспособности

По словам врача психиатра-нарколога Натальи Савицкой, в настоящее время нет единого взгляда на структуру этого синдрома, но, тем не менее, его можно объективно оценивать как личностную деформацию, происходящую вследствие профессионального напряжения. Это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.

— Симптомы подразделяются на физические, эмоциональные и поведенческие, — пояснила Наталья Павловна. — Физические симптомы – усталость, утомление, бессонница, затрудненное дыхание, отдышка, сердечная недостаточность. Эмоциональные — пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, ощущения беспомощности, раздражительность, неспособность  сосредоточиться. Поведенческие– когда мы работаем  больше 45  часов в неделю, во время рабочего дня  появляется усталость и желание  прерваться, отдохнуть, потеря аппетита, малая физическая нагрузка, оправдание употребления  табака, алкоголя, лекарств. Также есть стадии – интеллектуальное состояние, когда пропадает интерес   к новым теориям и идеям  в  работе, к альтернативным  подходам  в решении проблем. Появляются скука, тоска, апатия, человек испытывает недостаток  куража, вкуса  и интереса к жизни. Предпочтение отдается  стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, превалирует цинизм или безразличие к   новшествам, нововведениям, работник отказывается от участия в  развивающих и обучающих тренингах, семинарах.

И, наконец, следуют социальные симптомы – когда нет времени или энергии  для социальной активности, падение интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, общаться не хочется ни дома, ни на работе, ощущение изоляции, непонимания других и  другими.

Специалисты рассматривают синдром в виде ступенчатого процесса. Первая стадия – когда работник приходит, ему все нравится, он полон эмоций и желания работать, это так называемый «медовый месяц» на новой работе. Вторая стадия – появляются усталость, апатия, проблемы со сном. Третья стадия – когда человек продолжительное время работает без отпуска, у него проявляются хронические заболевания, он находится в постоянном раздражении и психологическом напряжении. Четвертая стадия – кризис, характеризуется частичной потерей работоспособности.

Сплошные кризисы

Примечательно, что в ходе круглого стола были озвучены результаты специального социологического исследования, проведенного внутри коллектива Краевой психиатрической больницы №1. В опросе приняли участие три группы — врачи-психитары, средний медицинский персонал, и социальные работники и психологи.

— Мы использовали опросник Маслач, он состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональныхдостижений», — рассказала медицинский психолог Наталья Шайгородская. — В результате исследования было установлено, что в наименьшей степени синдрому эмоционального выгорания подвержены социальные работники и психологи, в наибольшей – медсестры, врачи-психиатры заняли промежуточное положение. При этом у них зафиксированы повышенные показатели по шкале «Редукция профессиональных достижений». Это означает, что наши врачи в большей степени негативно оценивают себя как личность, свою профессиональную компетентность. Это приводит к снижению мотивации, нарастанию негатива к своим служебным обязанностям.

Как следствие – снятие с себя ответственности, отстраненность от рабочего процесса, ухудшение ее качества, опоздания, текучесть кадров, злоупотребление алкоголем и антидепрессантами.

Специалист также  подчеркнула еще одну опасную особенность синдрома – его «инфекционность». Дело в том, что человек с наивысшим количеством симптомов «заражает» ими окружающих, формируют вокруг себя группу себе подобных. Есть и возрастные факторы – кризис профессионального самоопределения – 20-23 года, кризис смысла жизни – 30-35 лет, кризис среднего возраста 40-45 лет.

— Кстати, люди, которые не могут использовать в своей работе такие нравственные понятия как доброта, совесть, сострадание, честь, участие, также сильно подвержены синдрому эмоционального выгорания, — резюмировала Наталья Владимировна.

«Идите в баню!»

Как отметил врач-психотерапевт Виктор Заика, развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям. Это медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные, военнослужащие. При этом миндром эмоционального выгорания  рассматривается как результат неблагоприятного  разрешения стресса на рабочем месте.  

— Всем известны словосочетания, определяющие нашу повседневную жизнь – «я должен», «я обязан», «мне надо», от  этих императивных установок необходимо уходить, — утверждает Виктор Яковлевич. — Я обращаюсь к сидящим здесь молодым людям, потому что именно молодежь в большей степени повержена синдрому эмоционального выгорания. Почему? Мы, старшее поколение – не более умные, а более мудрые, мы совершили больше ошибок, и лучше знаем, где нужно уйти в сторону, промолчать, а где, напротив, показать зубы. Поэтому вам нужно бороться со своими иррациональными убеждениями.

Мое личное мнение как психиатра и психотерапвета — синдром эмоционального возгорания наступает тогда, когда внешние и внутренние требования человека не совпадают с его внешними и внутренними ресурсами. Уход с работы – крайний вариант. Нужно проанализировать себя, свое поведение, и начать с элементарного – разумного чередования сна, отдыха и работы. И отдых – совсем не обязательно пикник с шашлыками и спиртным. Сходите в баню, совершите турпоездку, отдохните в санатории. Это также занятия в спортивных секциях, танцевальных студиях. Это секс, и, кстати, смехотреапия. Известен случай, как один сильно страдающий депрессией американец уединился на три месяца и смотрел одни кинокомедии. И он полностью от нее избавился! Все-таки это не болезнь, а определенное состояние. И у каждого может быть свой рецепт – можно бить подушку, написать письмо обидчику и не отправлять его, поплакаться в жилетку близкому человеку, порисовать, заняться спортом, помедитировать.   

По итогам круглого стола главный врач ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница №1» Галина Шоколова пошла навстречу представителям учреждений образования г. Уссурийска, которые выступили с инициативой проведения психологических тренингов и обучающих семинаров для коллективов школ, детских садов, средних и высших учебных заведений.

Источник